Известие о том, что непонятно кто под эгидой раскрученного бренда «Бессмертного полка» организует в школах Петербурга и Ленинградской области фотосъемку детей, пририсовывая им военную форму и спрашивая за снимок по 700 рублей, разошлись по Сети моментально.

Как следует из приглашений на «общешкольные мероприятия», классам предлагалось принять участие в мероприятиях «Летопись – Бессмертный полк» и «Я – Патриот!». На практике все сводилось к фотографированию детей с последующей обработкой изображения в фоторедакторе. «Летопись- Бессмертный полк» ассоциируется  со всем известным движением, однако кураторы «Бессмертного полка» в Петербурге заверили, что не имеют к данному мероприятию никакого отношения, напомнив, что их инициатива и коммерция – несовместны. В общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, куда должна отчисляться часть вырученных денежных средств также не слышали ничего о подобном мероприятии.

Так, 14 февраля очередных патриотов должны были фотографировать в Центре образования «Кудрово». Фотографирование 2-го класса было назначено на 12 часов дня, однако после того, как в школу приехали журналисты ежедневной петербургской газеты «Фонтанка» и попросили о встрече с директором Еленой Сергеевой, назначенное мероприятие было отменено. Директор школы заверила журналистам, что никаких «Летописей – Бессмертный полк» и «Я – Патриот!» во вверенном ей учебном заведении нет. Действительно, объяснили в администрации школы, накануне, 13 февраля, приходили какие-то люди и договорились о проведении некоего бесплатного мероприятия патриотической направленности. Они даже показали якобы письмо из комитета общего и профессионального образования, где вроде бы предписывалось оказать содействие. Но что было точно написано в письме, неизвестно, так как письмо неведомые патриоты забрали с собой, а копию в школе снять не догадались. Позвонив в соответствующий комитет, администрация школы выяснила, что никаких запланированных и рекомендованных мероприятий в ближайшее время не предвидится, в связи с чем съемка была отменена.

Как выяснилось, в тот же день, после отмены назначенного мероприятия, с редакцией петербургской газеты «Фонтанка» связался генеральный директор и владелец ООО «Милс-СПб» (Present Photo) Андрей Шалаев, по инициативе которого и проводились псевдовоенные мероприятия.«Считаю своим долгом дать опровержение и объяснить истинную сущность данных проектов, проводимых нашей компанией в образовательных учреждениях города Санкт-Петербурга в связи с публикацией статей в вашем издании», – написал он и объяснил, что существуют два проекта. Первый, «Летопись – Бессмертный полк», он безвозмездный для учебных учреждений, а вот второй проект, «Я — Патриот!», действительно коммерческий, но «коммерческие военно-патриотические проекты для учащихся и их родителей носят познавательно-просветительский характер, способствуют расширению кругозора учащихся через фотоискусство». Однако, по мнению журналистов, в данных проектах не идет речь ни о чем вышеупомянутым, кроме как о чистой выгоде и наживе на детских снимках.

Отрывок интервью журналистов газеты «Фонтанка» и генерального директора компании ООО «Милс-СПб»:

— Андрей Валерьевич, в письме на имя главного редактора «Фонтанки» вы пишете: «Мы проводим переговоры с организаторами акции «Бессмертный полк». Что значит эта фраза?

– Ну, мы писали письмо, сейчас планируем встретиться, чтобы как партнеров по информационной акции их включить…

— «Проводим переговоры» – подразумевает общение. Вам ответили?

– Конкретно пока не разговаривали. Писали письмо. Я не писал полностью тот бренд, «Бессмертный полк», у нас другое название. И употребили мы его без каких-то задних мыслей о наживе.

— Отчего же, я вижу чисто коммерческий проект: фото детей в военной форме предлагается купить за 700 рублей. Вот и всё.

– Вы социальную часть проекта посмотрели? Мы на этом рынке много лет.

— Я начал читать про социальную часть и увидел пустые, ничем не подтвержденные заявления. Например, сегодня в Кудрово были три девушки, которые приехали просто фотографировать младших школьников.

– Я и не скрываю, что есть коммерческая составляющая…

— А что есть кроме коммерческой составляющей? Фото детей. За деньги. Это всё.

– Минуточку, там же написано, что мы сделаем книгу-летопись для школы.

— Вы хоть одну книгу сделали?

– Мы больше чем одну! Мы за десять лет работы знаете, сколько книг выпустили? Зайдите в любую школу. Ну, через одну.

— Я зашел в Кудрово, там говорят, что не знают, как вас зовут.

– Там мы первый раз. Но у нас много клиентов, с которыми мы не первый год работаем.

— Не приведете пример, кто о вас может доброе слово сказать?

– Ну, я сейчас по телефону не буду эту информацию давать…

— Я буду рад, если вы поделитесь контактами директора школы, который подтвердит ваши слова. Пока я вижу, что вы в своем бизнесе эксплуатируете наименование «Бессмертного полка», который как раз известен тем, что это абсолютно бесплатное и некоммерческое движение.

– Мы делаем то, что нужно школам.

Однако ни в процессе интервью, ни после его завершения Директор копании не смог предоставить доказательства социальной значимости проекта для школьников и их родителей.